Туристическая терменология

Сообщение #1
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:57 am

В этой теме обсуждаеться терминология по туризму. Сдесь выкладываю основные турестические термены и понятия. Этот материал готовил специально для этого форума и темы больше месяца. Собирал где возможно. Основным автором объяснение этой терменологие являеться - Медведев Виктор. Често - я не знаю кто он, но ему большая благодарность если до массы смог донести основные понятия. Везде по интернету это всё разнознено (нет в одной куче), но тут что мог собрал всё в одной куче. Если вам что то не понятно, то задавайте вопрос. Также задовайте вопрос по тому термену что сдесь не отображон...

Сообщение #2
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:58 am

АБРИС
(от нем. Abris – очертание, контур), схематич. чертеж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности. На А. ось хода маршрута (независимо от его изгибов) принимают за прямую линию и прочерчивают ее посредине вдоль листа. Объекты, представляющие интерес, обозначают условными знаками без соблюдения масштаба. Значения расстояний и углов направления, полученные в результате измерений на местности, указывают цифрами. Необходимые сведения, к-рые не могут быть переданы графически, записывают на полях. А. служит для составления кроки и планов местности.

Сообщение #3
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:58 am

АДАПТАЦИЯ К ВЫСОТЕ
(от ср. век. лат. adaptatio – приспособление), приспособление организма к условиям высокогорья (св. 2500 – 3000 м). Осн. приспособит. реакции организма на высоте обусловлены низким парциальным давлением кислорода во вдыхаемом воздухе (т. н. кислородным (голоданием) и проявляются в увеличении частоты и глубины дыхания, усилении работы сердца. повышении кровяного давления и способности крови переносить кислород; позднее в органах и тканях происходит соответствующие изменившимся условиям морфологич., биохим. и биофиз. изменения. Все эти реакции направлены на «борьбу за кислород», т. е. на доставку необходимого кол-ва кислорода клеткам для поддержания нормальной жизнедеятельности или на приспособление к существованию в условиях недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе. В естеств. условиях высокогорья правильнее говорить об акклиматизации, т. к. в гоpax наряду с пониженным парциальным давлением кислорода в воздухе на организм влияют холод, избыток солнечной радиации и др. факторы. Первая фаза адаптации охватывает первые 5 – 10 дней пребывания в горах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, иногда признаками горной болезни (головокружение, головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна, запорами или поносами. Во 2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает работоспособность. Однако на выс. 5500 – 6000 м приспособит возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при необходимости длит. пребывания на таких высотах следует периодически (через 3 – 4 нед.) спускаться до выс. 3500 – 3000 м для восстановления этих возможностей. В ряде случаев (при недостаточной степени А. к в. и тренированности туриста, разл. заболеваниях, переутомлении или переохлаждении) могут вновь ухудшиться самочувствие, снизиться работоспособность. появиться признаки горной болезни.
Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5 – 7 дней следует избегать значит. физич. нагрузок, элементов большой техн. сложности, целесообразно устроить дневку или полудневку с несложным радиальным выходом, провести уч.-тренировочные занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, к-рые в горах устаиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4–5 дней – 400 – 600 м между ночлегами. Первый выход на выс. св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5–7-й, день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5 – 7 сут.
Лит. Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1987

Сообщение #4
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:58 am

АЗИМУТ
(араб. ас-сумут, мн. число от ас- самт – путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от сев. направления меридиана до заданного направления в пределах от 00 до 3600. Различают истинный (географический и магнитный А. Истинный А. определяют по топографич. карте от геогр. меридиана при помощи транспортира или компаса. Магнитный А. отсчитывают от магнитного меридиана, направление к-рого в точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса. Зависимость между истинным и магнитным А. данного направления выражается формулой: А=А"+ 6 или А=А- Л, где б – склонение магнитное с его знаком. А. линии, определенный в начальной точке, наз. прямым, в конечной – обратным (отличается от прямого на 1800).

Движение по А. – способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным А. и расстояниям. Его применяют при движении на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами. Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения. В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт.

Если он не виден, замечают в этом направлении промежуточные ориентиры (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется следить за направлением хода не только направляющему, но и идущему в середине или в конце группы). При отсутствии видимости направление выдерживают только по компасу. Пути обхода препятствий заранее определяют по карте и записывают их А. и расстояния. Способ обхода дополнит. препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на противоположной стороне его отмечают ориентир. Обойдя препятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают путь в прежнем направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию. Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его обходят по направлениям, образующим параллелограмм, А. и длины сторон к-рого определяют на местности во время движения.
Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М., 1980; Алешин В. М., Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М., 1986.

Сообщение #5
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:59 am

АЙСБАЛЬ
(от нем. Еis – лед и Bеil – топор), укороченный (дл. 55 – 60 см) ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки. Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки ступенек на крутых склонах, забивания крючьев и т. д. Как правило, имеет цельнометаллич. ручку из легкого алюминиевого сплава с теплоизоляц. покрытием; снабжен темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен тем, что может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток. Однако для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как и для страховки на снежных склонах) предпочтительнее ледоруб, Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. неск. обычных ледорубов.
Айсбаль 1 – молоток (боек); 2 – ручка; 3 – штычок; 4 – темляк; 5 – «клюв»

Сообщение #6
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:59 am

АЙСФИФИ,
ледовый якорь, приспособление, используемое горными туристами и альпинистами в качестве опоры при преодолении крутых (более 60') склонов, покрытых льдом или фирном. А. должен выдерживать статич. нагрузку не менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллич. крюк, заостренный конец к-рого («клюв») вбивается в лед или фирн. В мягкий лед и плотный фирн «клюв» входит глубоко и А. удерживает надежно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его «клювом» дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на фирновом склоне такая лопатка значительно повышает надежность закрепления А. за счет увеличения площади опоры на фирн. В твердый (натечный) лед «клюв» А. входит плохо; поэтому сначала во льду скальным или ледовым молотком выбивают небольшое углубление, куда вставляют «клюв» и забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса А. около 0,3 кг. А: облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надежное само- задержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства.

Сообщение #7
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 8:59 am

АКВАЛАНГ
(от лат. aqua – вода и англ. lung – легкое), авт. ранцевый аппарат для дыхания под водой. Используется спелео- туристами для преодоления сифонов в пещеры, при обследовании подземных озер и рек, туристами-водниками и пешими туристами при обследовании наземных водоемов, а также спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в спелеотуризме, состоят из 1 – 4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12 – 20 МПа), 1 – 2 независимых редукторов и легочных автоматов с загубниками, выносного манометра и указателя миним. давления, cоединит. трубок высокого и низкого давления и крепежных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1–2 баллонами и 1 редуктором.

Сообщение #8
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:00 am

АККЛИМАТИЗАЦИЯ,
приспособление организма к новым климтич. условиям; частный случай адаптации к природным факторам. Реакции А. имеют наследств. основу и касаются всех регулирующих систем организма. Наибольшего напряжения приспособит. реакции А. достигают при попадании человека в экстремальные условия (сильная жара или холод, высокогорье и т. п.). Обычно здоровые тренированные люди переносят процесс А. легко, хотя в первые дни могут возникать чувство недомогания, снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна и др. 8 дальнейшем (через 5 – 10 дней) самочувствие и работоспособность восстанавливаются. В некоторых случаях (вследствие натренированности, переутомления, заболевания) полноценной А. не наступает в связи с ухудшением приспособит. возможностей организма. Учитывая закономерности течения процесса А., при проведении похода в первые дни следует избегать перегрузок – длит. переходов, технически сложных участков и т. п.
А. к холодному климату (особенно на Крайнем Севере) связана с такими факторами, как низкие темпера- туры воздуха, сильные ветры, полярная ночь с ультрафиолетовой недостаточностью и др. Она может сопровождаться бессонницей (в полярный день) или сонливостью, зябкостью. Для ее облегчения рацион питания по калорийности следует увеличить на 10–15% по сравнению с рационом для ср. полосы; организовывать по возможности теплые ночевки; одежда должна обладать повышенными тепло- и ветрозащитными свойствами.
А. к жаркому климату связана с перегреванием, избытком ультрафиолетовой радиации, а в зоне пустынь – с обезвоживанием организма, потерей солей. Начальная фаза А. может сопровождаться мышечной слабостью, сердцебиением, повышенной жаждой и др.; воз- можно появление теплового удара, обморока. Соблюдение соответствующего водно-солевого режима, устройство больших (по 3 – 4 ч) привалов в период макс. жары, ношение головного убора способствуют А. к жаркому климату.
Об А. в условиях высокогорья см. в ст. АДАПТАЦИЯ к высоте.
Лит.: Физиология человека в пустыне, пер. с англ., М, 1952; Бартон А., Эдхолм 0., Человек в условиях холода, пер. с англ., М. 1957, Барбашова 3 И, Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы, М.– Л., 1960; Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1967

Сообщение #9
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:00 am

АКЬЯ
сани-волокуша для транспортировки пострадавших в горах. Изготавливается из листового дюралюминия в форме лодки с трапециевидным поперечным сечением корпуса (рис. 1). В комплект А, входят также колесо со стойкой и съемная подставка для ног, к-рую укрепляют на А. по мере необходимости, в зависимости от характера травмы и состояния пострадавшего. А. одинаково хорошо
Сани-волокуши «акья: 1 – корпус (металлический) с трапециевидным сечением; 2 – опора для ног; 3 – ручки
скользит вперед и назад при любом состоянии снежного покрова, в т. ч. на запорошенных снегом травянистых склонах. С помощью веревок или металлич. тросиков и тормозных устройств ее можно спускать по отвесным стенкам, крутым скальным и ледовым склонам. Для транспортировки пострадавшего на дно А. кладут мягкие вещи (палатку, спальный мешок или теплоизоляц. коврик и т п.), поверх к-рых укладывают тепло одетого пострадавшего (уделяя особое внимание утеплению ног), накрывают его (напр. одеялом. палаткой) и привязывают к корпусу А. В зависимости от характера рельефа транспортировку выполняют два или четыре спасателя.
Лит.: Кропф Ф. А., Спасательные работы в горах, 2 изд., М., 1975

Сообщение #10
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 44
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:00 am

АЛЬПЕНШТОК
(от Альпы и нем. Stосk – палка), прочная круглая деревянная палка дл. до 1,5 м и диам. ок. 3–4 см с металлич. наконечником (штычком) и темляком (или без него).

Альпеншток: 1 – древко, 2 – темляк; 3 – наконечник

Используется преим. как одно из страховочных средств в несложных пешеходных и горных походах (на сложных маршрутах пользуются ледорубом или айсбайлем). На крутых склонах А. применяется как опора, при срыве и падении позволяет выполнить самозадержание и тем самым избежать травм; на ледовом склоне как средство самостраховки неэффективно и практически не используется. 8о время движения по закрытому леднику служит для зондирования трещин; если закрывающий трещину снежный мост проваливается под тяжестью идущего по нему туриста, то положенный поперек трещины А. может предотвратить падение туриста в трещи- ну. Кроме того, А. можно использовать в качестве стойки для палатки, как шест при одиночных переправах вброд.


Вернуться в «Разное для туриста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Ссылки на тему

Обычная ссылка:
BB-код:
HTML-код:
cron

 

Locations of visitors to this page LightRay   YandeG  .