Туристическая терменология

Сообщение #11
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:01 am

АЛЬПИНИЗМ,
путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины. В широком понимании А. можно рассматривать как разновидность горного туризма. Совр. спортивный А. – вид спорта, связанный с подъемом на горные вершины по маршрутам разл. сложности. Технически сложный маршрут включает крутые и протяженные скальные, ледовые и снежные склоны, гребни или кулуары, а также разл. комбинации таких участков.
Особое место в А. занимают восхождения на вершины выс. более 6000 м – т. н. высотный А., характерной особенностью к-рого является пребывание в условиях кислородного голодания (см. Адаптация к высоте). Разновидность спорт. А. – скалолазание. Возникновение А. обычно относят к 1786, когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар достигли вершины Монблана (4807 м) в Альпах. Восхождение англ. группы Э. Уимпера на Маттерхорн (4477 м) в 1865 иногда считают началом спорт. А. В 1932 создан Междунар. союз альп. ассоциаций (УИАА), в к-рый сов. федерация вошла в 1966. В 1950 был покорен первый «восьмитысячник» в Гималаях – Аннапурна (8078 м; М. Эрцог, Л. Лашеналь), а в 1953 – высотный полюс Земли – Эверест (8848 м; Э. Хиллари, Т. Норгей).
В нашей стране первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750 м) участников исследоват. экспедиции Д. Гаусса в 1788. 8 1829 на вост. вершину Эльбруса (5621 м) взошел проводник экспедиции Петерб. АН и войск Кавказской линии К. Хаширов, История сов А начинается с восхождения на вершину Казбека в 1923 двух групп груз. ученых и студентов под рук. Г. Николадзе и А. Дидебулидзе. В 1933 Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны – Коммунизма пик. В 1982 11 сов. альпинистов впервые поднялись на Эверест труднейшим маршрутом по его юго-зап. стене.
Обычно все пройденные маршруты на отд. вершины классифицируют по сложности. Приняты 12 категории сложности – от 1а до 6б. Поскольку А. связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности выбранного для восхождения маршрута. Это является осн. условием обеспечения безопасности в горах(см. Безопасность в походе). Начинающих альпинистов готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами техники передвижения в горах, способами и приемами страховки. техн, средствами и тактикой А. Дальнейшее повышение квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спорт. разрядом. осуществляется как в альп. лагерях, так и на спорт сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому. высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам.
Лит. Абалаков В., Основы альпинизма. М, 1958, Спутник альпиниста, М., 1970; Рототаев П. С, К вершинам Хроника советского альпинизма, М., 1977: Хубер Г, Альпинизм сегодня, пер с нем.. М, 1960. Школа альпинизма. Начальная подготовка, М., 1989.

Сообщение #12
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:49 am

АМОРТИЗАТОР
(от франц. amortir ослаблять, смягчать), страховочное средство в виде особо переплетенной прочной веревки или ленты, ослабляющее рывок страховочной веревки при срыве и падении со скалы, в трещину ледника, на крутом ледовом склоне. При отвесном падении сила рывка жестко закрепленной страховочной веревки составляет 1500 – 2000 кг, а при срыве на ледовом склоне (с крутизной -600) – 600 – 700 кг (при использовании веревки отечеств. произ-ва). Таких нагрузок без А. не выдерживают ни организм человека, ни элементы страховочной цепи – веревка, карабины, крючья, закладки. А., закрепляемый между обвязкой страхуемого и страховочной веревкой или между точкой закрепления страховки (крюком, закладкой) и карабином, через к-рый проходит страховочная веревка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надежной. А. рекомендуется иметь каждому участнику похода. Если же их мало, то выдаются они прежде всего тем, у кого вероятность срыва и падения больше: ведущему или тому, кто идет с нижней страховкой (первому в группе на подъеме или последнему – на спуске),
Амортизатор: а – тканная лента текстильного амортизатора; б – текстильный амортизатор в собранном виде; в – схема действия амортизатора (разрыв петель).
1 – основа; 2 – петли; F – усилие разрыва.
Существует неск. типов А., действие к-рых основано либо на трении (для многократного использования}, либо на последоват. разрыв элементов (одноразового действия). На эффективность А. первого типа сильно влияет состояние веревки: старая она или новая, сухая или мокрая, жесткая или эластичная; кроме того существует опасность заклинивания веревки в тормозном устройстве (из-за «жучков» или «барашков»). А. второго типа надежнее А. трения, но его подготовка требует определенных материалов и навыка.
Наиболее надежен т.н. текстильный А., основу к-рого составляет полиамида лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетенных петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением веревки). Он эффективно «гасит» рывок страховочной веревки при свободном падении страхуемого на 5–6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надежности применяют два последовательно соединенных А., вдвое увеличивая энергоемкость страховки.
См. также Страховка, Страховочные средства.
Лит.: Саратовкин В., Простейший амортизатор, - Турист, 1986, № 4; Минделевич С., Текстильные амортизаторы, там же, 1987, М 4.

Сообщение #13
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:50 am

АНОРАК
(эскимос), легкая не продуваемая куртка с капюшоном. Изготавливается из плотной тонкой ткани (напр., парашютного капрона, нитрона) обычно яркой расцветки, хорошо заметной издали. Надевается через голову, внизу стягивается резинкой или шнурком; имеет один большой карман на груди с застежкой «молния», закрываемой клапаном. А. хорошо защищает от ветра, но промокает под дождем. А. и брюки из такого же материала очень удобны для походов зимой или в межсезонье: надетые под штормовой костюм, они его дополняют, сохраняя тепло.

Сообщение #14
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:50 am

АПТЕЧКА
первой помощи, в походе комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов, времени года и т. д.
В горных и зимних походах в А. включают также запасные солнцезащитные очки. При наличии в группе медработника он может доукомплектовать А. в соответствии со своими знаниями и квалификацией. А. укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды, снега.

Сообщение #15
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:50 am

БЕЗОПАСНОСТЬ
в походе. Обеспечение Б. – одно из важнейших направлений деятельности СТЭ, контрольно-спасательных служб, туристских клубов, турбаз, маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и др. комиссий Всес. федерации Т. На обеспечение Б. ориентированы осн. руководящие и инструктивно-методич. документы по самодеят. и плановому Т., в первую очередь «Правила проведения тур. спорт. походов».
Обеспечение Б. предусматривает выполнение обширного комплекса работ и мероприятий в общей системе организации, подготовки и проведения тур. походов, путешествий, соревнований. К ним относятся: физич., тактич., технич. и специальная подготовка участников и руководителей походов; разведка, разработка и оборудование тур. маршрутов, а также мест проведения соревнований и тренировок; материально-техническое и мед. обеспечение тур. групп; организация тур, консультаций, проверок и контроля; оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково-спасательных работ и т. д. Необходимость и результативность тех или иных мероприятий по обеспечению Б. определяются в каждом отд. случае с учетом особенностей вида Т., конкретной обстановки на маршруте и статистики несчастных случаев с туристами.
Анализ несчастных случаев показывает, что подавляющее большинство из них являются следствием ряда причин (факторов), к-рые условно можно разделить на 4 группы.
К первой группе факторов, снижающих Б., относятся: природные особенности региона, где проходит маршрут похода (значит. высота над уровнем моря, разреженный воздух, высокий уровень солнечной радиации и т. д.); сложный рельеф, изобилующий естеств. препятствиями (сильно пересеченная местность, крутые склоны, лед, обвалы, камнепады, снежные лавины, бурные горные реки, пороги, завалы и т. п.); неблагоприятная гидрометеорологич. обстановка (резкие колебания темп-ры воздуха и атм. давления, обильные дожди, грозы, снегопады, гололед, пыльные бури и др.); плохая видимость (ночь, густые сумерки, туман, снегопад, дождь); опасные хищные животные, ядовитые насекомые и растения, труднопроходимые заросли.
Вторую группу составляют причины, связанные с недостатками материально-техн. обеспечения туристов: дефицит тур. снаряжения и его низкое качество; несоответствие снаряжения, продуктов питания, медикаментов и ремонтного набора конкретным условиям путешествия, намеченному маршруту, сложности препятствий; отсутствие необходимых спасат. и защитных средств; неправильное использование снаряжения или утеря его на маршруте и т. п.
Третью группу составляют причины, связанные с несовершенством организации планового и самодеят. Т.: слабая подготовка тур. обществ. кадров, недостаточная просветит. и воспитат. работа по профилактике несчастных случаев; недостаточная обустроенность маршрутов (отсутствуют маркировка, укрытия, не подготовлены места для биваков и т. д.), дефицит карт, описаний маршрутов и др. информац. материалов; неудовлетворит. мед. контроль за состоянием здоровья туристов; слабый контроль за подготовкой туристов к походу и прохождением маршрута со стороны коллективов физкультуры, тур. клубов и турбаз, организующих походы, недостаточная требовательность маршрутно-квалификац. комиссий и контрольно-спасат. служб к нарушениям маршрута (необоснованным отклонениям от намеченного пути, изменениям времени стоянок и т. д.) и несоблюдению норм Б.; неоформленные (т. н. дикие) сложные походы неподготовленных людей, низкий уровень культуры Т.

Сообщение #16
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:52 am

БЕЗОПАСНОСТЬ 2
Четвертую, наиболее обширную группу составляют причины, обусловленные мед. безграмотностью, недостатком опыта и тактико-техн, подготовки, неорганизованностью и недисциплинированностью самих туристов. Недопустимо, напр., участив в походах и др. тур. мероприятиях людей, страдающих острыми заболеваниями или недавно их перенесших, а также тех, кому по состоянию здоровья они вообще противопоказаны.
Для повышения Б. необходимо знать осн. приемы поиска и спасения терпящих бедствие на маршруте (см. Поисково-спасательные работы), уметь своевременно оказать первую помощь пострадавшему, знать приемы и способы транспортировки пострадавших. Резко снижают Б. плохое знание района путешествия, ошибки в оценке опасных и сложных участков. отсутствие запасных вариантов маршрута в случае резкого ухудшения погоды или болезни туриста, неоправданная спешка на маршруте без отдыха и акклиматизации, предварит. просмотра и разведки технически сложных участков, организации надежной страховки и выбора наилучшего пути, неумение организовать эффективную страховку и самостраховку. Из причин, связанных с низкой сознательностью и недисциплинированностью, наиболее часты следующие: выход на маршрут без необходимой проверки готовности к походу, отказ от помощи маршрутно-квалификац. комиссии и контрольно-спасат. службы, нарушение действующих правил проведения походов; самовольное изменение (усложнение) утвержденного маршрута, преодоление препятствий и прохождение участков пути (перевалов, порогов и т. п.), к к-рым туристы не подготовлены, произвольное нарушение графиков движения, режима дня; одиночный (индивидуальный) бесконтрольный Т., самовольное деление групп на неуправляемые и не обеспечивающие свою безопасность малочисленные группки; беспечность, бравирование риском, авантюристич. отказ от страховки там, где она потенциально необходима. К организац. просчетам относятся: неправильный подбор и комплектование групп (отсутствие «схоженности», общих целей и интересов, психол, несовместимость и т. д.); неправильная расстановка сил в группе (напр., размещение слабых участников в конце колонны, отсутствие опытных замыкающих, скопление туристов на потенциально опасных местах), неудачное распределение нагрузки, отсутствие навыков в работе с картами, лоциями и т. п., потеря ориентировки на местности; неудачный выбор руководителя группы (имеет малый опыт тур. походов, не способен управлять группой в экстремальных ситуациях, плохо знает свои прямые обязанности, не пользуется авторитетом у туристов). Не менее важно для повышения Б. соблюдение установл. количеств. состава групп в зависимости от вида Т., сложности маршрута и возраста участников похода, строгое выполнение требований, предъявляемых как к рядовым участникам, так и к руководителю группы в отношении их знаний, умения и навыков, создание устойчивого психол. климата в группе.
Как правило, природная среда и др. объективные условия редко представляют непосредств. опасность для жизни и здоровья туристов. Действит. опасность возникает тогда, когда группа совершает ошибочные действия из-за неправильного анализа ситуации, растерянности, неумения четко и слаженно действовать в экстремальных условиях или по к-л. др. причинам, зависящим от самих туристов. Принятие решения во многом зависит от правильности прогноза несчастных случаев, что связано с определением размера риска как количеств. характеристики опасности, Априорная оценка риска производится, как правило, на основе экстраполяции знаний туриста об аналогичных ситуациях и непосредственно зависит от его опыта. Чем больше опыт и точнее оценка риска, тем больше вероятность правильного решения, тем выше Б. При недостаточном опыте и ошибочном анализе ситуации Б. резко снижается.
Чтобы повысить уровень Б., необходимо прежде всего целенаправленное обучение как туристов, так и руководителей групп, инструкторов, работников тур. баз, клубов туристов и т. д. Принципиальная установка такого обучения заключается в том, что проблема повышения Б. неразрывно связана с постоянным совершенствованием техники и тактики конкретного вида Т., а строгое соблюдение мер Б. – одно из осн. требований, предъявляемых в походе ко всем участникам. Главное внимание в процессе обучения уделяется поведению туристов в разл. экстремальных ситуациях, чтобы в случае возникновения реальной опасности туристы могли не раздумывая применить наиболее эффективные способы ее устранения или обеспечить надежную самозащиту. Как правило, обучение проводят с тур. группой, к-рая является первичным звеном, ядром самодеят. и планового Т. Работа с группой необходима еще и потому, что коллегиальные (групповые) решения по сравнению с индивидуальными обычно бывают более рискованными и при недостаточной предварит. работе с группой могут привести к опасным последствиям.
Лит.: Штюрмер Ю. А, Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2 изд., М., 1983; Краткий справочник туриста,3 изд., М., 1985.

Сообщение #17
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:53 am

БЕРГШРУНД
(нем. Bergshrund, от Веrg – гора и Schrund – трещина), подгорная трещина, разрыв толщи льда и фирна у основания склона горного ледника.

Бергшрунд.

Отделяет неподвижную, примерзшую к скалам часть ледника от подвижной. Края Б. могут быть на разных уровнях, образуя ледовые и фирновые стенки выс. в неск. м (рис.). Б. с нависающей стенкой – серьезное препятствие для горных туристов и альпинистов. Преодолевают Б. по снежным (фирновым, ледовым) мостам, конусам выноса лавин или по пробкам из снега и застрявших глыб льда или камней. При их отсутствии приходится спускаться в Б. и подниматься с противоположной стороны при помощи воткнутых в стенку ледорубов и ледобурных крючьев, по лесенкам, либо подсаживая друг друга. Во время спуска Б. можно перепрыгнуть на страховке или спуститься в него по закрепленной веревке и затем подняться на нижний край одним из описанных выше способов.

Сообщение #18
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:54 am

БЕЧЕВА,
на бечеве, бечевой, способ передвижения тур, судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения.
Один конец Б. закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2 – 4 км/ч (и до 6 км/ч на отд. ровных
Крепление бечевы к байдарке: 1 – бечева; 2 – поводок; 3 – ванты; 4 – бакштаг; б – мачта; 6 – байдарка.
участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением движению – байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.
Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на Б. 2 – 4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника - неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная веревка дл. 50 – 80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150 – 250 кг, напр. обычная хлопчатобумажная веревка диам. 6–8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б. крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте выс. ! – 1,5 м и через подвижной поводок – фал дл. 0,7–1,5 м – к носу лодки, Фал должен быть прочно закреплен. Излишек Б. наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего.
Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами, Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б. и направлением движения до 450. Широко применяют способ управления, при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б. параллельно берегу. В этом случав рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4 – 6 м, посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиб. широко распространен способ движения на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы веревок дл. до 6 – 8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него.
Тянущий Б, должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20 – 30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на выс., 0,5-1 м, Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б., увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.
Лит.: Путешествию на гребных судах, М., 1979.

Сообщение #19
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:54 am

БИВАК,
б и в у а к (нем. Biwak, франц. bivouac), место размещения (стоянка) тур. группы для ночлега или отдыха. Члены тур. группы обычно проводят на Б. 10 – 14 ч в сут. Они занимаются оборудованием лагеря, приготовлением пищи, ремонтом одежды и снаряжения, подготовкой к следующему дню, отдыхают. Б. располагают на достаточно ровных и сухих площадках, полянах, в местах, недоступных для камнепадов, лавин, затопления, прямых попаданий молний. Место стоянки должно быть укрыто от ветра и, по возможности, нетрудоемко для оборудования; желательно, чтобы вблизи был источник воды.
В горах нельзя устраивать на выступающих частях гребней, под карнизами и крутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (подвижных или лежащих на ледовых склонах) осыпях, между серраками и в трещинами ледника в зоне активного движения льда должен быть рассчитан на внезапное ухудшение погоды. В предвидении грозы все металлич. предметы следует сложить в 25 – 30 м от стоянки. Устраивая на больших высотах, при низкой температуре, непогоде, сильном ветре, а также в расчете на 2 и более ночевки на одном месте. лучше соорудить снежную хижину т.е. отрыть пещеру, что обеспечить более комфортабельный ночлег, сохранность снаряжения и т. д. Снежная пещера или хижина вмещает до 4-6 чел. В случае более многочисл. группы сооружают 2–3 смежные пещеры, соединяя их между собой лазом.
Место нужно выбирать засветло при вынужденной остановке в темноте, тумане необходимо обследование местности в радиусе 200–300 м, чтобы убедиться в безопасности выбранного места. Перед сном необходимо проверить, укрыто ли от ветра и непогоды имущество, как укреплены палатки, а перед уходом не забыто ли что-либо из снаряжения убрано ли место стоянки, погашен ли костер.
В водных походах к месту предъявляются дополнит. требования: берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов; наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь (выс. не менее 3–4 м от уровня воды) и площадки для установки палатки, костра (не ниже 5 – 6 м над уровнем воды). Кроме того, в таежной и тундровой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться – это уменьшит кол-во кровососущих насекомых; в горных р-нах желательно, чтобы оно утром освещалось солнцем. Туристы-водники часто устраивают у впадения в осн. реку притока, где обычно хорошо ловится рыба.
Выбор места начинают дежурные за 30 – 40 мин до планируемого окончания рабочего дня; осматривать местность следует с берега. Желательно использовать старые места стоянок и старые кострища. Не рекомендуется устраивать на острове – ночью уровень воды может подняться. Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда (в т. ч. и лежащие на берегу) должны быть привязаны. На туристы-водники часто разводят второй костер – для сушки одежды. Если погода ненастная, то организацию начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.
В спелео походах, или подземный лагерь, обычно организуется при прохождении сложных многодневных пещерных маршрутов. Специфика подземных условий (высокая влажность, пониженная темп-ра, отсутствие естеств. освещения и замкнутость пространства) обусловливают повышенные по сравнению с наземным требования к оборудованию лагеря. При устройстве подземного необходимо предусмотреть место для мусора и отходов, к-рые после снятия лагеря должны быть вынесены на поверхность. Такой следует располагать выше возможного уровня паводковых вод, в стороне от камнепадных участков. Для отдыха на применяются просторные палатки из капрона, обеспечивающие достаточный комфорт для проживания (возможность переодеться, просушить одежду, приготовить пищу).Желательно иметь теплоизолирующую подстилку (коврик) и многоместные спальные мешки с капроновым верхом. Над палаткой сооружается навес из водонепроницаемого материала. В зависимости от рельефа и степени обводненности места стоянки палатку устанавливают на земле или подвесной платформе (возможно применение свай). Ночлег также можно организовать с помощью гамаков и теплоизолирующих навесов. В комплект подземного жизнеобеспечения входят: светильники, запас продуктов, горелка на бензине, парафине, газе или сухом топливе, кухонная посуда и набор медикаментов. С подземным лагерем устанавливается регулярная телефонная связь.

Сообщение #20
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:55 am

БИВАЧНЫЙ МЕШОК,
палатка мешок, палатка Здарского, обеспечивает укрытие для 2–4 туристов для отдыха и ночлега в сидячем или лежачем положении. Изготавливается из легкой водонепроницаемой ткани (напр., из прорезиненного капрона). На глухом конце Б. м. делается вентиляц. клапан. Размеры примерно 160х200 см, масса от 0,5 до 1,5 кг. В сухую погоду в мешок залезают ногами вперед, оставляя голову открытой; в ненастную погоду мешок надевают наголову так, чтобы клапан находился против лица. Для утепления внутрь мешка вставляют теплоизолирующий чехол.


Вернуться в «Разное для туриста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Ссылки на тему

Обычная ссылка:
BB-код:
HTML-код:
cron

 

Locations of visitors to this page LightRay   YandeG  .