Туристическая терменология

Сообщение #21
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:55 am

БЛОК,
приспособление для облегчения усилий при подъеме и (или) транспортировке грузов по натянутой веревке, тросу и т. д. В тур. практике чаще всего используют Б. в виде ролика с желобом по окружности и разъемной обоймой, позволяющей накладывать на желоб веревку средней частью.

Такой Б. навешивается в точке закрепления с помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин. Недостаток его – значит. трение при скольжении веревки и ее повышенный износ. При многократных действиях наиболее удобен блок-карабин, конструкция к-рого позволяет навешивать его без дополнит. карабина. Для получения большего выигрыша в силе при транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст).В спелео туризме, а также во время спасат. работ с использованием тросового снаряжения, как правило, применяется блок-тормоз, позволяющий спускать грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки.

Сообщение #22
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:55 am

БОТЕЛЬ
(от англ. bоаt-mоtеl), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов. Обычно располагается на берегу незамерзающего водоема. Имеет сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов, помещение для их хранения (гл. обр. маломерных – лодок и катеров). Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания водных туристов имеются ботокемпинги (устроены по типу кемпингов), также оснащенные необходимыми для техн. осмотра и ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно.

Сообщение #23
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:55 am

БРОД,
1) мелков место реки, озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б" к-рым часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колес на берегах. Если их нет, проводят разведку: при помощи шеста дл. не менее 1,5 – 2 м промеряют глубину реки в местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше, чем у пологих. На равнинных реках с небольшой скоростью течения выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте (см. Переправа).

Сообщение #24
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:56 am

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ,
в водном Т. одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур дл. 25 – 3О м, диам. 6 – 8 мм. Хранится в спец. мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40 – 45 см и диам. 10 – 12 см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10 – 12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка связывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец, Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.

Сообщение #25
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:56 am

БЫСТРИНА,
стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центр. части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.

Сообщение #26
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:56 am

ВАРОЧНАЯ ПОСУДА,
включает ведра, котелки, кастрюли, скороварки и др. емкости, используемые для приготовления пищи в походных условиях, входит в состав группового снаряжения туристов (см. Снаряжение туристское). В однодневный поход берут одну кастрюлю или ведро – для чая. Для многодневных походов наиболее удобен набор из 3-4 емкостей, подобранных по форме и размерам так, чтобы их можно было вложить друг в друга и тем самым сэкономить место в рюкзаке. Общая вместимость всех емкостей выбирается из расчета 1,5 – 2 л на человека. Желательно иметь В. п. небольшой высоты с плоским дном; такая посуда более устойчива, чем, напр., котелки с полусферич. дном. Не рекомендуется пользоваться слишком узкой и высокой посудой – еда в ней варится медленно, а топлива расходуется много. Для подвешивания над костром к кастрюлям и скороваркам приделывают проволочные дужки или цепочки. В широких низких кастрюлях пищу лучше готовить на примусе, т. к. подвешенная над костром такая кастрюля может перевернуться. Желательно, чтобы 8. п. имела крышки; крышку с бортиком можно использовать как сковороду. Для приготовления пищи на костре или примусе пригодна В. п. из нержавеющей стали (толщ. 0,5 – 0,7 мм), сплавов алюминия (0,8 – 1,2 мм), белой жести и титана. Нельзя варить еду в оцинкованной или медной нелуженой посуде (при варке в ней образуются токсичные вещества), а так же в эмалированных кастрюлях и ведрах (на костре эмаль трескается, и отскочившие кусочки попадают в пищу).
Очень удобны в походных условиях скороварки, пользование к-рыми сокращает время приготовления пищи и уменьшает расход топлива. Особенно удобны скороварки в горных походах, при пониженном атм. давлении, когда в обычной В. п. вода закипает при темп-ре ниже 1000 С. Выпускаемые промышленностью скороварки тяжелы и недостаточно вместительны. Поэтому туристы предпочитают пользоваться самодельными скороварками из дюралюминиевого бидона с герметичной крышкой, имеющей резиновое уплотнение, жесткие запоры (напр., накидные винты – «барашки»), манометр и предохранит. клапан для стравливания пара. Если В. п. в походе переносят в рюкзаке, то обязательно помещают в матерчатый чехол, чтобы не пачкать другие вещи и сам рюкзак.

Сообщение #27
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:57 am

ВЕДУЩИЙ,
направляющий, участник группы, первый в походной колонне. Как правило, В. является руководитель группы или назначенный им наиб. опытный турист. Во время похода В. задает темп движению группы, выбирает наиб. безопасный и удобный путь и при необходимости подготавливает его (обычно с помощью напарника) для прохождения остальными туристами (напр., прокладывает лыжню, навешивает страховочные веревки, вырубает ступени во льду), предупреждает идущих следом об опасности и препятствиях на пути, а также сладит за продолжительностью переходов и привалов, подыскивает места для отдыха.
В уч. группах и группах школьников часто бывает несколько В., заранее распределенных по отд. участкам пути. При этом более опытным выделяют сложные отрезки маршрута, с препятствиями или затрудненной ориентировкой. Предварительно В. знакомятся со своими участками по картам, отчетам и путеводителям, обращая внимание не только на техн. особенности маршрута (условия ориентации, естеств. препятствия и способы их преодоления), но и на достопримечательности. Желательно, чтобы каждый участник похода хотя бы раз на маршруте был группу самостоятельно (под контролем руководителя группы).
Обычно В. выдерживает ровный, посильный для всех туристов темп движения. Однако после прохождения препятствия (напр., бревно через ручей, лесной завал), на к-ром обычно группа растягивается, В. снижает скорость, пока все не соберутся. Во время движения он постоянно держит связь с замыкающим, чтобы вовремя остановить группу, если кто-либо отстал. При потере ориентировки В. лучше всего обратиться за советом к товарищам или местным жителям, подняться на ближайшую возвышенность или забраться на дерево и попробовать отыскать знакомые ориентиры, или же отправить на разведку в разные стороны по 2-3 чел. на оговоренный (контрольный) срок, а остальным в это время расположиться у заметного издали ориентира чтобы облегчить разведчикам возвращение к группе. Если в группе нет «хронометриста», то В. сам ведет «протокол движения» – фиксирует время выхода на маршрут, прохождения к-л. ориентира или препятствия, когда остановились на привал н когда двинулись дальше.

Сообщение #28
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:58 am

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ
вид самодеят. Т. – путешествия и спорт. походы на велосипедах. Походы в Вело т. подразделяются на 5 КС в зависимости от протяженности маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Напр., маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяженность не менее 250 км, продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС (протяженность не менее 600 км, продолжительность похода 10 – 12 дней) включает несложные горные перевалы выс. до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы – не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС (протяженность св. 1100 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным р-нам с преодолением неск. перевалов, по горным тропам и автодорогам на выс. 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КС прокрадывается через малонаселенную местность, причем не менее 60% протяженности маршрута должны приходиться на естеств. грунтовые дороги и тропы с труднопроходимыми участками, бродами завалами, осыпями и др. препятствиями.
Спорт. разряды и звания по В. т. присваиваются велотуристам при выполнении ими соответств. требований и норм Единой Всес. спорт. классификации. Так 3-й разряд по Т. присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2 КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-м разряда включает руководство походами 1 – 3 КС и участие в походе 4 КС. Для присвоения звания «Кандидат в мастера спорта» необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя поход 4 КС. Звание «Мастер спорта» присваивается велотуристам, участвовавшим в неск. походах 4 и 5 КС и имеющим опыт руководства не менее чем двумя походами 5 КС (для женщин – походами 4 КС).

Сообщение #29
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:58 am

«ВЕРЕВКА»
условная единица длины, равная наиб. распространенной длине осн. веревок (30 или 40 м). Используется в альпинизме и горном Т. для измерения расстояний на участках маршрута с подъемом, спуском или траверсом, где требуется навеска перил или попеременное движение. На таких участках обычно приходится выполнять весь комплекс страховочных действий – от подготовки личных средств страховки (страховочных поясов, жумаров, восьмерок и т. д.) до создания точек закрепления веревки, оборудования позиций для страховки, мест накопления участников и т. д. Применение термина «В.» позволяет лаконично характеризовать трудоемкость прохождения маршрута (напр., «Вертикальные перила на ледовом склоне на 3 В.», «Подъем по крутым скалам с попеременной крючьевой страховкой протяженностью 5 В.»).

Сообщение #30
Аватара пользователя

Автор темы
Сергей Колотов
Руководитель клуба "Исследователь"
Руководитель клуба "Исследователь"
Сообщения: 14984
Зарегистрирован: Пн дек 01, 2014 12:41 pm
Репутация: 133
Откуда: Барнаул
Благодарил (а): 72 раза
Поблагодарили: 7040 раз
Пол: Мужской
Возраст: 45
Контактная информация:

Туристическая терменология

Сообщение Сергей Колотов » Вс апр 26, 2015 9:58 am

ВЕРЕВКИ
туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В.
Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12 мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке.
В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмерка» на 25%). Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%. Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «веревка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца.
Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.


Вернуться в «Разное для туриста»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость


Ссылки на тему

Обычная ссылка:
BB-код:
HTML-код:
cron

 

Locations of visitors to this page LightRay   YandeG  .