Чудо  - Рациональность - Наука - Духовность

Клуб Исследователь - главная страница

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - это путь исследователя, постигающего тайны мироздания

Чем больше знаешь, тем больше убеждаешься что ни чего не знаешь...

Главная

Библиотека

О клубе
ГАИ "Алтай-Космопоиск"
Путеводитель по Алтаю
Маршруты (походы)
   Туризм

X-files

Наука и технологии

Техника и приборы

Косморитмодинамика

Новости

Фотоальбомы

Видеоальбомы

Карты (треки)

Прогноз погоды

Контакты

Форум

Ссылки, баннеры

 

Наш сайт доступен

на

52 языках

 

 
 
 
  Locations of visitors to this page
LightRay Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

 

Besucherzahler

dating websites

счетчик посещений

russian brides

contador de visitas

счетчик посещений

 

 

Здесь

может быть ваша реклама.

 

Туризм

Руководство по соревнованиям по пешему и лыжному туризму

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в качестве основного руководящего материала при проведении соревнований применяются Правила соревнований, регла- ментирующие общие вопросы организации судейства, но не расшифровываю- щие отдельные технические тонкости и приемы, разнообразие которых мо- жет вызвать разногласие между участниками и судьями из разных регионов, а также имеющими разную (а порой и одностороннюю и даже не вполне достаточную) подготовку. Кроме того, в практическом применении приемов также возможны варианты, зависящие от конкретных местных условий. Поэ- тому. как правило, судейская коллегия, готовя соревнования, ставит оп- ределенные условия перед участниками, пытаясь устранить разночтения при подходе к выполнению определенных технических приемов. Для выполнения этих заданий выпускается громоздкая техническая документация, порой сразу после судейской, по дистанции подготовленные участники вынуждены быстро перестраиваться. Все это создает нежела- тельные ситуации, которые могут быть исключены, если все команды, хотя бы в подготовительный период получат руководство, регламентирующее и корректирующее подход к приемам, вызывающим спорные вопросы. Наиболее желательным моментом может являться принятие такого руководства в об- щесоюзном масштабе, тогда оно служило бы полезным дополнением к Прави- лам соревнований, а команды (участники) строили бы систему подготовки по вполне конкретным требованиям. В этом и заключается назначение дан- ного Руководства. Более того, некоторые его моменты и положения уже опробированы на Ленинградских, республиканских РСФСР и Всесоюзных со- ревнованиях, заслужив при этом положительную оценку и пожелание в дальнейшей разработке. Все требования, определяющие прочность каких-либо элементов, установлены путем соответствующих расчетов, применения справочников, результатов испытаний, коэффициентов запаса прочности, учета износа и поправок на возможную потерю прочности материалов, применяющихся при изготовлении туристского снаряжения. Ссылки на конкретные источники в описании не даны.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛ 1. Снаряжение - 3 - 1.1 Веревки 1.2 Карабины 1.3 Блоки и полиспасты 1.4 Страховочная система Приложение 1.4 1.5 Самостраховки 1.6 Зажимы 1.7 Рукавицы 1.8 Каски 1.9 Узлы 1.10 Опорные петли РАЗДЕЛ 2. Отдельные технические приемы 2.1 Переправа первого участника вброд 2.2 Переправа первого участника по тонкому льду 2.3 Переправа первого участника через реку по бревну 2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну 2.5 Траверс склона участником по командной страховке (траверс первым участником) 2.6 Преодоление подъема первым участником 2.7 Организация перил 2.8 Снятие перил 2.9 Укладка бревна 2.10 Движение по перилам вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду 2.11 Движение участников по навесной переправе 2.12 Траверс склона по перилам 2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам 2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой 2.15 Спуск по перилам (дюлфер) 2.16 Спортивный спуск 2.17 Переправа маятником через ручей, овраг 2.18 Транспортировка груза на этапах 2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила) РАЗДЕЛ 3. Транспортировка пострадавшего 3.1 Требования к носилкам 3.2 Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной местности и вброд 3.3 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе 3.4 Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах; подъем и спуск по склону 3.5 Транспортировка пострадавшего на несущем по бревну с пери- лами 3.6 Транспортировка пострадавшего на носилках на этапах: подъем (спуск) по склону с сопровождающим 3.7 Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим 3.8 Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данной разработки является унификация ряда технических при- - 4 - емов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в преде- лах допустимого применения. Конечной задачей является повышение безопасности проводимых со- ревнований по технике туризма,устранение ряда спорных вопросов в мето- дике подготовки как участников,так и судей соревнований,а также сокра- щение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними. Отдельные положения настоящего "Руководства" не должны дублиро- ваться при составлении "Условий соревнований", ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на "Руководство". В случаях, если "Условия соревнований" допускают отклонения от данного "Руководства", каждый такой факт должен быть отражен в "Усло- виях соревнований" со ссылкой на пункт "Руководства", претерпевший из- менения в "Условиях". Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем "Руководстве" должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки. Знание "Руководства" обязательно для судей на этапах.

РАЗДЕЛ 1. Снаряжение

Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества исполнения, соответствия ГОСТам и технической документации, помещенной в методической литературе, а также независимо от наличия актов ОТК в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.

1.1 Веревки

1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, пе- рил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм. 1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей. 1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указан- ного сортамента веревки диаметром 10 мм. 1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; б) две от- дельные веревки. 1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуата- ция должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла,или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

1.2 Карабины

1.2.1 Для выполнения технических задач: - организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников; - 5 - - организация пункта страховки; - замыкание личной страховочной системы; - подключение страховочной веревки к участнику; - организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов; - подключение носилок с "пострадавшим" к перилам навесной пере- правы и транспортным веревкам на подъеме (спуске); - соединение рабочих веревок могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность. 1.2.2 Для выполнения технических задач: - организация самостраховки; - организация промежуточных точек страховки; - подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре; - подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не сни- жающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины- должны иметь предохранительные муфты. 1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспорти- ровки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.

1.3 Блоки и полиспасты

1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее се- чение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек - стальные и титановые сплавы. 1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована. 1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превы- шать 4 штук. 1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п. 1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диамет- ром не менее 10 мм. 1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по на- весной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы. 1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (вы- падение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

1.4 Страховочные системы

1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряже- нию могут быть допущены самодельные системы. 1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соот- ветствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4. - 6 - 1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в еди- ную систему. 1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не ме- нее 10 мм. 1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного по- яса, не должна превышать 300 мм. 1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в нап- равлении его поперечной оси.

Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм. 2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему. 3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть беспе- чена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески систе- мы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками. 4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе. 5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, районе почек и между ног. 6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека. 7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторя- ется - обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны вы- держивать 800 кг каждая. 8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами. 9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг. 10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже -20 снижается,прочность капроновых остается без изменения. 11. Швы должны иметь контрастный цвет. чтобы можно было определить степень потертости. 12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не ме- - 7 - нее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм). 13. Применение страховочных систем, основой которых является широ- кий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система "Троль", представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки. Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению самодельного страхо- вочного снаряжения: - если можно, обойтись без пряжек; - все концевые петли должны быть заделаны по принципу ковша; - категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и применение заклепок; - обязательная проверка готового предмета и всей системы. При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необхо- димо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, при- меняемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях. В случае окра- шивания материала даже при температуре 30-40 градусов разрывная на- грузка может снизиться до 30-50% первоначальной). Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно расчитать по формуле: F = 0,8 * N * Рн, где F - сила разрыва ниточного соединения; 0,8 - коэффициент, учиты- вающий неравномерность распределения нагрузки между стежками; N - ко- личество стежков; Рн - сила разрыва одной нити (определяется практи- ческим путем). Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.

1.5 Самостраховка

1.5.1 Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки ди- аметром не менее 10 мм, длиной не более 2 м. 1.5.2 Применение в качестве материала для самостраховки строп, оплеток веревок не разрешается.

1.6 Зажимы

1.6.1 На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению. 1.6.2 Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам. 1.6.3 Запрещается использование зажимов в качестве элемента подк- лючения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил.

1.7 Рукавицы

1.7.1 Рукавицы являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала и полностью закрывать кисть руки. Применение кожаных и текстильных пер- чаток не заменяет необходимость наличия рукавиц. - 8 - 1.7.2 Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении сле- дующих технических приемов: - спуск по перилам; - выполнение страховки; - торможение носилок, движущихся по навесной переправе; - движение по навесной переправе, заявленной в условиях соревно- ваний как наклонная переправа; - работа с сопровождающей веревкой при прохождении участникомна- весной переправы; - работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону; - работа с веревкой при укладке бревна через преграду. 1.7.3 При отсутствии рукавиц у участника замена их рукавами, по- лами штормовки (куртки) запрещается.

1.8 Каски

1.8.1 Участник обязан находиться в каске при прохождении следую- щих технических этапов: - навесная переправа; - переправа вброд; - переправа по бревну; - переправа по веревке с перилами; - подъем, траверс, спуск, в том числе и спортивный; - переправа маятником; - преодоление и работа на лавиноопасном склоне. 1.8.2 Участник обязан находиться в каске с момента пересечения границы этапа и до выхода из нее. 1.8.3 Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, на- дежным приспособлением для крепления на голове и шнуром-каскоуловителем. 1.8.4 В случае сползания или спадения каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.

1.9 Узлы

1.9.1 Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению отечествен- ной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в т.ч.: а) узлы для связывания концов веревки: - прямой; - академический; - встречный; - ткацкий; - брамшкотовый; - грейпвайн; б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре): - проводник; - проводник-восьмерка; - стремя; - двойной проводник; - беседочный; - булинь; - австрийский проводник; - 9 - - карабинная удавка; - штыковой; в) схватывающие: - пруссик; - австрийский; - Бахмана; - несимметричный схватывающий; г) контрольные узлы: - простой; - восьмерка. 1.9.2 Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленных судейской коллегии. 1.9.3 Все узлы, кроме: - встречного; - грейпвайна; - проводника-восьмерки; - беседочного; - австрийского проводника должны иметь контрольные узлы. 1.9.4 Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь вы- ход свободного конца не менее 50 мм. 1.9.5 Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению. 1.9.6 Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки. Примечание: В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускает- ся срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

1.10 Опорные петли

1.10.1 В случаях, когда служба дистанции не предоставляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, кара- бины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли,пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования. 1.10.2 В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм. 1.10.3 В случаях, когда опорные петли выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.

РАЗДЕЛ 2. Отдельные технические приемы

2.1 Переправа первого участника вброд

2.1.1 Переправа первого участника вброд должна осуществляться с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по тече- нию. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая ве- ревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должно быть не менее половины ширины реки. 2.1.2 Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться участниками (не менее двух человек на каждую) в руках. Выпуск веревки - 10 - через карабин запрещен. 2.1.3 Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами (проводниками). 2.1.4 Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд. 2.1.5 К переправляющемуся участнику страховочная и сопровождающая веревки подключаются через скользящие карабины в боковую часть страхо- вочного пояса. 2.1.6 Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть без рюкзака. 2.1.7 При переправе участника с шестом запрещается закрепление шеста к участнику. 2.1.8 Шест располагается выше по течению. 2.1.9 При переправе на реках со скоростью течения более 5 м/сек (при этом глубина не должна превышать одного метра) разрешается ис- пользовать метод "Кораблик". Страховочная веревка заносится как можно выше по течению реки и удерживается в руках не менее чем тремя участ- никами; свободный конец веревки не закреплен и имеет узел проводника. Веревки подключены к участнику в соответствии с п.2.1.5, кроме того, от страхующей веревки к беседке участника отходит петля длиной 0,5 - 0,7 м, образующая гипотенузу треугольника. Движение участника осущест- вляется при зависании на страхующей веревке с равномерной загрузкой страховочного пояса и беседки. Вторая веревка отходит перпендикулярно течению или несколько ниже и удерживается в руках не менее чем двумя участниками; конец веревки не закреплен,оканчивается узлом проводника. Смещение переправляющегося участника вдоль оси течения должно производиться за счет выдачи или выбирания веревки. 2.1.10 Участники,обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков.

2.2 Переправа первого участника по тонкому льду

2.2.1 При переправе первого участника через реку (наличие тече- ния) страховочная веревка заносится как можно выше по течению реки и удерживается в руках не менее чем двумя участниками. Сопровождающая веревка расположена перпендикулярно линии течения и удерживается в руках двумя участниками. 2.2.2 При переправе через озеро, пруд (течение отсутствует) стра- хующая веревка расположена по линии движения участника,сопровождающая- несколько отнесена в сторону. Обе веревки выдаются по два человека на каждой, с рук. 2.2.3 Страхующая и сопровождающая веревки подключаются к пере- правляющемуся участнику в соответствии с п.2.1.5. 2.2.4 Свободные концы веревок не закреплены,на концах - узлы-про- водники. 2.2.5 У переправляющегося участника не должно быть рюкзака. 2.2.6 Движение осуществляется на лыжах, крепления расслаблены, руки вытянуты из темляков лыжных палок. 2.2.7 Участники, работающие на страховке и сопровождении, должны быть без рюкзаков и лыж и повернуты лицом к переправляющемуся.

2.3 Переправа первого участника через реку по бревну

- 11 - 2.3.1 Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна, либо несколько ниже по течению реки. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная),выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками - не менее по- ловины ширины реки по берегу. 2.3.2 Веревки выдаются аналогично п.п.2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.10. 2.3.3 Кроме того, сопровождающую веревку участник может использо- вать как дополнительную точку опоры. При этом свободный конец веревки жестко удерживается двумя участниками на берегу в руках (подключение его к участникам либо к опоре запрещается). Переправляющийся участник набирает в руку необходимый запас веревки и постепенно выдавая ее, пе- реправляется по бревну, самостоятельно контролируя силу натяжения соп- ровождающей (опорной) веревки - метод маятника. 2.3.4 Участник, переправляющийся со страховкой с берега должен быть без рюкзака. 2.3.5 Если расстояние от бревна до поверхности воды более 3 м, участник, идущий со страховкой с берега, обеспечивается обязательной судейской страховкой в виде горизонтальных судейских перил и проводка (допускается использование своей длинной самостраховки). ВНИМАНИЕ: Использование данных перил в качестве опоры запрещено и расценивается как зависание на судейской страховке. 2.3.6 Движение по бревну первого участника допускается любым об- разом (на ногах, сидя на бревне и т.д.). 2.3.7 Участник может использовать как дополнительную точку опоры растяжки-усы, использовавшиеся командой при укладке бревна.

2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон)

по дну и по бревну 2.4.1 Организация страховки участника должна осуществляться через опорную точку: дерево, опорная петля с карабином и т.п. Место органи- зации пункта страховки указывается судьями этапа. 2.4.2 Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестье. 2.4.3 Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. До- пускается закрепление свободного конца страхующей веревки на участнике, стоящем на самостраховке. 2.4.4 Страховка осуществляется одним участником, при этом он дол- жен находиться на самостраховке. 2.4.5 Смотри п.п.2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7.

2.5 Траверс склона участником, идущим на командной страховке

(траверс первым участником) 2.5.1 Организация страховки участника должна осуществляться через опорную точку: дерево, крюк, опорная петля с карабином и т.п. Место организации пункта страховки указывается судьями этапа. 2.5.2 Смотри п.п.2.4.2, 2.4.3, 2.4.4. 2.5.3 Участник, движущийся на командной страховке, должен быть - 12 - без рюкзака. 2.5.4 При движении участник обязан прищелкивать веревку командной страховки через промежуточные точки страховки (крючья), указанные судьей этапа перед началом работы на этапе, либо во время движения. 2.5.5 Если коридор траверса расположен на высоте более 3 м над уровнем земли, участнику предоставляется судейская страховка, выпол- ненная в виде сквозных перил между началом и концом траверса,к которым участник обязан пристегнуться своей длинной самостраховкой. ВНИМАНИЕ: Использование данных перил в качестве опоры запрещается и расценивает- ся как зависание на судейской страховке.

2.6 Преодоление подъема первым участником с командной страховкой

2.6.1 Участник движется по склону с нижней командной страховкой свободным лазанием. При этом участнику обеспечивается верхняя судейс- кая страховка, пристегивание, отстегивание и контроль во время движения за которой участник осуществляет самостоятельно. 2.6.2 Смотри п.п.2.4.2, 2.4.3, 2.4.4. 2.6.3 Свободный конец страховочной веревки должен быть закреплен на опоре, указанной судьей, либо на страхующем участнике, стоящем на самостраховке. 2.6.4 Если командная страховка организуется из безопасной зоны (ровная горизонтальная площадка), страхующему участнику самостраховка не обязательна.

2.7 Организация перил

2.7.1 Перилами является основная веревка, используемая командой для преодоления препятствия. 2.7.2 Перила могут выполнять роль страховки и опорной точки (транспортировочной веревки). 2.7.3 Крепление перил к опорам осуществляется посредством узлов, указанных в п.1.9.1б (раздел 1). 2.7.4 Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е. натянутые с помощью полиспаста, не являются элементом перильной стра- ховки, как не отвечающие требованиям безопасности по допустимой раз- рывной нагрузке в соответствии с ГОСТом. 2.7.5 Допускается при натягивании перильной страховки применение одинарного полиспаста, т.е. имеющего не более одного элемента (блока, карабина), изменяющего направление выбирания веревки. 2.7.6 Требования по п.п.2.7.4 и 2.7.5 не распространяются при применении командной двойной основной веревки. 2.7.7 Запрещается удержание перил на механических самосбросах, работающих на принципе переворачивающихся незамкнутых скоб, сброса ве- ревок с открытого гака, дистанционного рассоединения механических уз- лов, выдергивания механической чеки, блокировок и т.п., независимо от наличия публикаций в литературе с описанием указанных устройств. 2.7.8 Для прикрепления полиспаста к рабочей (натягиваемой) верев- ке могут быть использованы: а) приспособления типа колец, восьмерок, лепестков и т.п. (кроме зажимов). Приспособления должны обеспечивать сохранность прядей верев- - 13 - ки и безопасность участников; б) схватывающие узлы (см.п.1.9.1в, раздел 1), выполненные из репшнура диаметром 6 мм с наличием в рабочей части петли четырех вет- вей или из веревки диаметром 8 мм с наличием в рабочей части петли двух ветвей. 2.7.9 До начала движения участников по перилам, блоки и полиспас- ты, используемые командой для натяжения, а также все средства их креп- ления к натягиваемой веревке (см.п.2.7.8), должны быть сняты. 2.7.10 Допускается снятие средств подключения полиспаста участни- ком,подвешенным к натянутым перилам навесной переправы (в соответствии с п.2.11.3, раздел 2) без перемещения за место подключения. При обна- ружении повреждений перильной веревки участник должен немедленно прек- ратить дальнейшее движение по перилам и заменить поврежденную веревку (п.1.1.4, раздел 1). 2.7.11 Точки крепления перил указываются судьями этапа до начала работы команды на этапе. 2.7.12 При организации переправы по бревну через реку перила должны располагаться ниже бревна по течению. 2.7.13 При организации перил на спуске по склонам, если участок окончания спуска находится в опасной зоне (полка, балкон), нижний ко- нец перильной веревки должен быть закреплен на крюке (петле, дереве), указанном судьей этапа. Если окончание спуска находится в безопасной зоне, то закрепление конца не обязательно, но оканчиваться перила должны узлом. 2.7.14 На перилах при подъеме участников по склону на нижнем кон- це должен быть завязан узел.

2.8 Снятие перил

2.8.1 Снятие перил осуществляется с целевой стороны этапа (сторо- ны окончания этапа) сдергиванием рабочей веревки, предварительно дос- тавленной с исходной стороны (начала этапа) сдергивающей веревкой. Диаметр сдергивающей веревки не лимитируется. 2.8.2 Допускается, если п.2.8.1 не оговорен условиями соревнова- ний, снятие перил производить с исходной стороны последним участником команды. При этом к последнему участнику при преодолении этапа отно- сятся те же требования, что и к первому.

2.9 Укладка бревна

2.9.1 Укладка бревна осуществляется силами команды с исходного берега в створ, указанный судьями этапа на целевом берегу, не заходя в опасную зону. 2.9.2 Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяж- ками-усами из основной веревки, закрепленными за верхний конец бревна и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом. Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также обматывать вокруг руки, корпуса и т.п. 2.9.3 В момент укладки бревна участники не должны находиться над или под бревном. 2.9.4 Если в результате укладки бревно не попало в указанный створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег силами ко- - 14 - манды и прием повторяется.

2.10 Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг

и по тонкому льду 2.10.1 При движении участник должен быть подключен к перилам ка- рабином самостраховки: при переправе через овраг (каньон) - от грудно- го перекрестья, при переправе через водные преграды - от карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса (скользящего карабина). 2.10.2 Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог перекрыть перила запястьем вытянутой руки. 2.10.3 Кроме самостраховки участник должен иметь сопровождающую веревку (основную), включенную скользящим карабином в боковую часть страховочного пояса (кроме переправы через овраг, каньон). 2.10.4 При переправе через овраг (каньон) сопровождающая веревка подключается к участнику в грудное перекрестье, либо к карабину са- мостраховки, скользящему по перилам. 2.10.5 Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреп- лен на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке на берегу. 2.10.6 Сопровождающая веревка должна удерживаться в руках не ме- нее чем одним человеком (кроме переправы "пострадавшего"). 2.10.7 На перилах может находиться не более одного участника. 2.10.8 При движении по тонкому льду участник переправляется на лыжах, крепления расслаблены, руки вытянуты из темляков лыжных палок.

2.11 Движение по навесной переправе

2.11.1 Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или в блокировку: страховочный пояс-беседка. Допускается движение на двух карабинах: грудь-беседка. Не разрешается движение на карабине,замыкаю- щем страховочную систему. 2.11.2 Если движение осуществляется на блоках, каретках, то они должны отвечать требованиям п.1.3 (раздел 1). 2.11.3 Порядок пристегивания к перилам: а) встать на самостраховку на перила, при этом: - если перила выполнены из одинарной веревки, то для самострахов- ки используется статически ненагруженная веревка, натянутая параллельно основным перилам (см.п.п.2.7.4, 2.7.5) силами ко- манды. В отдельных случаях в соответствии с условиями соревно- ваний силами судейской бригады натягивается судейская страхо- вочная веревка, которая предоставляется команде как страховоч- ные перила до начала работы на этапе. В этом случае, после про- хождения этапа, команда обязана снять только свое, используемое на этапе, снаряжение (веревки); - если перила выполняются из двойной веревки, то самостраховка включается одним карабином одновременно на обе веревки; б) подключить сопровождающую веревку к участнику (для подключения допускается использование любого несущего элемента страховочной систе- мы,расположенного на передней части туловища); в) подключится к перилам (при этом в момент подключения участника к перилам и далее во время движения по переправе до снятия с перил сопровождающую веревку должен удерживать в руках не менее чем один - 15 - участник в рукавицах). Допускается п.п. "а" и "б" выполнять в обратном порядке, либо одновременно. 2.11.4 Порядок отстегивания от перил обратный. 2.11.5 Свободный конец сопровождающей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепить на участнике, стоящем на самостраховке. 2.11.6 В случае, если переправа заявлена в условиях соревнований как наклонная (угол более 20 градусов): - сопровождающая веревка должна выдаваться через карабин (опорную точку на "верхнем" берегу, в т.ч. и для последнего; - движение участников по переправе только ногами вперед; - необходимо наличие самостраховки у сопровождающего. 2.11.7 При неудовлетворительном состоянии переправы (провис, ос- лабление крепления на упорах), выраженном в погружении участника в во- ду, опасном задевании за грунт или выступающие предметы, срывы ограни- чений, последующий участник может быть запущен только после дополни- тельного натяжения переправы. 2.11.8 Навесная переправа может быть нагружена только одним участником. Запрещается какая бы то ни было загрузка веревки другими участниками или грузом (оттягивание веревки вниз, зависание).

2.12 Траверс по перилам

2.12.1 Опасная зона этапа должна проходиться участником без поте- ри страховки (самостраховки). 2.12.2 Для организации самостраховки по перилам участник исполь- зует свою короткую самостраховку (короткий ус), идущий от грудного пе- рекрестья страховочного пояса. 2.12.3 При движении по склону участник должен контролировать, чтобы его центр тяжести не оказался выше перил. 2.12.4 Страховочные перила могут использоваться участником и как дополнительная точка опоры. 2.12.5 На перилах может находиться не более одного участника. 2.12.6 Если в условиях соревнований указано, что точка промежу- точной страховки (крючья) могут использоваться как пункт организации страховки, то команда имеет возможность организации нескольких перил на протяжении этапа.

2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам

2.13.1 Для организации самостраховки по перилам участник исполь- зует схватывающий узел (см.п.1.9.1в), связанный из репшнура диаметром 6 мм и имеющий в рабочей части (т.е. между участником и перилами) че- тыре ветви. 2.13.2 Самостраховка включается в грудное перкрестье страховочно- го пояса. 2.13.3 Длина петли для вязки схватывающего узла должна быть та- кой, чтобы узел завязанный на перилах, перекрывался запястьем вытяну- той руки. 2.13.4 Участник должен перемещать схватывающий узел по перилам таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке). 2.13.5 На перилах может находиться не более одного участника. - 16 - 2.13.6 В случае применения в соответствии с условиями соревнова- ний верхней командной страховки необходимость самостраховки отпадает.

2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой

2.14.1 Если условиями соревнований не оговорено движение по скло- ну связками, то для всех участников команды, кроме первого, должна быть организована верхняя командная страховка. 2.14.2 Страховка выполняется через опорную точку (дерево, карабин и т.п.), указанную судьями этапа. 2.14.3 Участник, обеспечивающий страховку наверху, должен нахо- диться на самостраховке. 2.14.4 Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. До- пускается, в случае организации страховки через карабин, закрепление свободного конца на участнике, стоящем на самостраховке. 2.14.5 При организации верхней страховки снизу, если страхующий участник находится в безопасной зоне (на горизонтальной, ровной пло- щадке), самостраховка страхующему участнику необязательна (если это не оговорено условиями соревнований). Конец страхующей веревки закреплен на участнике, либо на опоре. 2.14.6 К движущемуся по этапу участнику страховка включается в грудное перекрестье страховочного пояса. 2.14.7 Движение участника может осуществляться любым способом: свободным лазанием, с опорой на перила, по перилам. При наличии перил они могут быть использованы как транспортная (вытягиваемая) веревка. 2.14.8 Запрещается вытягивание участника страховочной веревкой. 2.14.9 Участник, идущий с верхней командной страховкой свободным лазанием, имеет право использовать страховочную веревку в качестве до- полнительной точки опоры для того, чтобы преодолеть сложный участок. При этом он должен подать команду страхующему: "закрепи", страхующий должен выполнить этот прием, и после этого, использую ее как перила, преодолеть сложный участок. Провис петли страхующей веревки не должен быть ниже уровня ступней страхуемого участника (по вертикали).

2.15 Спуск по перилам (дюльфер)

2.15.1 Участник при прохождении спуска должен иметь верхнюю ко- мандную страховку. 2.15.2 См. п.п.2.14.2 - 2.14.6. 2.15.3 Допускается, если это оговорено условиями соревнований, спуск последнего участника с самостраховкой по перилам схватывающим узлом (см. п.2.13.1 - 2.13.5). В этом случае участнику предоставляется верхняя судейская страховка, к которой он обязан подключиться. 2.15.4 Движение участников осуществляется дюльфером (беседочный карабин - плечо) либо с применением дополнительных фрикционных уст- ройств, допущенных комиссией по снаряжению (лепестки, восьмерки, ро- гатки, шайбы, каталки и т.д.). 2.15.5 На перилах может находиться не более одного участника. 2.15.6 Подключение к перилам и принятие правильного положения для спуска должно быть произведено участником в непосредственной близости от точки закрепления перил (расстояние не более длины самостраховки). 2.15.7 Во время движения по перилам участник не должен выпускать - 17 - веревку (перильную) из регулирующей руки. 2.15.8 В случае возникновения необходимости освободить регулирую- щую руку (распутать веревку, ослабить схватывающий узел и т.п.), участник должен остановиться и взять оба конца перильной веревки в од- ну руку (сдвоить веревку). 2.15.9 Во время прохождения спуска участник должен контролировать движение перильной веревки по телу - она не должна сползать на шею и другие открытые части тела. Если такое произойдет, то участник должен остановиться и устранить неправильное положение в соответствии с п.2.15.8.

2.16 Спортивный спуск

2.16.1 Преодоление спуска спортивным способом допускается с са- мостраховкой по перилам в соответствии с п.2.13. 2.16.2 Перильная веревка должна проходить за спиной, и для увели- чения трения может быть обернута вокруг руки. 2.16.3 См. п.п.2.15.5 - 2.15.9.

2.17 Переправа маятником через ручей, овраг

2.17.1 Участник, преодолевающий препятствие маятником, должен быть подключен самостраховкой к маятниковой веревке. Петля на периль- ной веревке для подключения самостраховки должна быть завязана не ниже уровня точки подключения самостраховки к страховочной системе участни- ка, когда он находится на границе опасной зоны исходного берега. 2.17.2 Допускается, если это оговорено условиями соревнований, в качестве элемента организации точки подключения к перилам самострахов- ки использовать схватывающий узел в соответствии с п.2.13.1. 2.17.3 При использовании зажимов для организации опорной точки на перилах они должны быть установлены не выше точки подключения само- страховки. 2.17.4 На перилах может находиться не более одного участника.

2.18 Транспортировка груза на этапах

2.18.1 Транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза запрещается участником, преодолевающим первым этапы: - переправа вброд; - переправа по бревну; - траверс склона (свободное лазание); - переправа по тонкому льду; - подъем по склону (свободное лазание). 2.18.2 Запрещается транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза по навесной переправе совместно с участником. 2.18.3 Допускается участникам по п.2.18.1 и 2.18.2 транспортиро- вать закрепленную на корпусе веревку в бухте (но не подвешенную сво- бодно). 2.18.4 Запрещается транспортировка груза на носилках (волокушах) с пострадавшим. Допускается положить ему под голову рюкзак с мягкими вещами. 2.18.5 На этапах: - переправа вброд по перилам; - 18 - - переправа по бревну через реку; - переправа по тонкому льду рюкзаки транспортируются на одном плече, противоположном стороне, к которой подключена сопровождающая веревка, при этом груз не должен быть подключен к перилам. 2.18.6 Транспортировка груза при переправе по бревну допускается по перилам (как по навесной), если на них не находится участник. 2.18.7 Запрещается транспортировка груза участником, сопровождаю- щим пострадавшего (при преодолении технических этапов). 2.18.8 Транспортировка груза при переправе маятником допускается на участнике (не более одного рюкзака на участника) и отдельно, подве- шенным на перила. 2.18.9 На переправе по тонкому льду допускается транспортировка груза перетягиванием. 2.18.10 На подъемах (спусках) допускается вытягивание (спускание) груза на транспортной веревке. При этом груз не должен находиться над участником, движущимся одновременно с грузом по данному участку. До- пускается транспортировка снаряжения по свободным перилам. 2.18.11 Переброска на этапах снаряжения, как правило, запрещена. 2.18.12 Допускается, если это разрешено условиями соревнований, переброска груза, но в этом случае к нему должна быть подключена соп- ровождающая веревка. 2.18.13 При броске, спуске груза должна подаваться предупреди- тельная команда. 2.18.14 При переброске через препятствие конца веревки разрешает- ся отягощение не более чем двумя карабинами. При этом подбор веревки разрешен только после ее падения на землю. Запрещается ловить веревку на лету. 2.18.15 При работе на склонах в опасной зоне, снаряжение должно быть либо на участниках (в руке или на себе), либо пристраховано в предусмотренных местах (крюк, накопительные перила, участник, стоящий на самостраховке и т.п.).

2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила)

2.19.1 Переправа участников осуществляется стоя ногами на нижней веревке и держась руками за верхнюю. 2.19.2 Верхняя веревка является страховочными перилами, к которым участник обязан подключиться своей короткой самостраховкой от грудного перекрестья (см. п.п.2.10.1, 2.10.2). 2.19.3 Сопровождение осуществляется в соответствии с п.п.2.10.4 - 2.10.6. 2.19.4 На перилах может находиться не более одного участника.

Раздел 3. Транспортировка пострадавшего

3.1 Требования к носилкам

3.1.1 В качестве полотна носилок в зависимости от условий сорев- нований используются: веревка, штормовки (анораки), специально приго- товленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное комиссией по снаряжению. - 19 - 3.1.2 Рама носилок выполняется из двух продольных жердей длиной не менее 2,5 м и трех поперечных длиной 0,7 м. Диаметр жердей не менее 50 мм. В соответствии с условиями соревнований, может использоваться только две поперечины. Расположение двух поперечин поверх продольных жердей, третья на расстоянии 20-50 см от головной поперечины (в сторо- ну ног) снизу продольных жердей. 3.1.3 Связанная рама должна иметь жесткую конструкцию без измене- ния размеров по диагонали. 3.1.4 Носилки с настилом из штормовок должны выполняться с приме- нением трех штормовок (брезентовых, из плотного капрона или ткани бо- лонья). 3.1.5 Шесты носилок должны быть пропущены сквозь завернутые внутрь рукава. Штормовки должны быть застегнуты на пуговицы по всей длине (не менее 5 шт). Застежка "молния" на штормовках типа "анорака" должна быть полностью застегнута. Применение штормовок, полностью раскрывающихся застежкой "молния" не допускается. 3.1.6 Застежки (пуговицы, молнии) должны находиться на нижней стороне носилок, капюшоны заправлены внутрь штормовок. 3.1.7 Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее, чем в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (пояс) должна проходить вокруг носилок. Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не раз- решается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется основная веревка или равнопрочная тесьма (пояс).

3.2 Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной

местности и вброд 3.2.1 Конструкция носилок выполняется в соответствии с главой 3.1. 3.2.2 Транспортировка по пересеченной местности может выполняться двумя и более участниками. Разрешается применение петель для переноса носилок, сделанных из основной веревки или равнопрочной тесьмы. 3.2.3 При движении на спуск, на участках с уклоном, а также при движении вброд, пострадавший должен лежать ногами вперед. 3.2.4 При движении по горизонтальной поверхности и на подъеме по- страдавший должен лежать головой вперед. 3.2.5 При переправе вброд фиксация пострадавшего к носилкам запрещена.

3.3 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе

3.3.1 Транспортировка организуется на носилках, изготовленных в соответствии с главой 3.1. 3.3.2 Петли подвески должны быть закреплены на носилках таким об- разом, чтобы охватить одновременно продольную и поперечную жерди (в углах) и исключить произвольное их соскальзывание с конструкции носи- лок под нагрузкой. 3.3.3 Петли подвесок выполняются из основной веревки. 3.3.4 Во избежание продольного раскачивания и опрокидывания носи- лок они должны быть подвешены на двух карабинах (петля со стороны ног и со стороны головы), карабины между собой должны быть сблокированы куском основной веревки. 3.3.5 Если петля подвески выполняется из одного куска веревки - 20 - (двойник), то в верхней части, подключаемой к перилам, должен быть за- вязан узел (проводник), исключающий возможность проскальзывания петли в транспортировочном карабине и опрокидывания носилок. 3.3.6 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе произ- водится ногами вперед. 3.3.7 Если условиями соревнований не оговорено иначе, то подвеска носилок на навесную переправу и снятие их производится с пострадавшим. 3.3.8 В момент подключения носилок к перилам во избежание их произвольного скатывания, транспортное устройство должно быть жестко сблокировано с опорной точкой куском основной веревки. Длина веревки должна быть такой, чтобы предотвратить скатывание носилок в опасную зону. 3.3.9 При транспортировке по перилам носилок с пострадавшим долж- но быть обеспечено двустороннее сопровождение основной веревкой. На каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участ- ников. Свободные концы сопровождающих веревок закреплены на опоре,либо на участнике, стоящем на самостраховке. 3.3.10 В случае, если навесная переправа по условиям соревнований наклонная, сопровождающая веревка с верхнего берега должна выполнять функцию тормозной веревки (выдаваться через опору, карабин и т.п.). 3.3.11 Запрещается для подключения веревок (сопровождающих, тор- мозных и т.п.) использовать раму носилок. Для их подключения использу- ются только элементы подвески: транспортировочные карабины, верхние петли подвески. 3.3.12 В качестве транспортировочного устройства могут использо- ваться блоки и тележки в соответствии с главой 1.3. 3.3.13 При переправе пострадавший должен быть подключен страхов- кой от грудного перекрестья страховочного пояса к страховочным перилам (см. гл.2.7). 3.3.14 Порядок подключения носилок к перилам: а) самостраховка пострадавшего к страховочным перилам; б) сопровождающая веревка (блокировочная петля от опоры); в) перила; пункты "б" и "в" допускается производить одновременно; отключение от перил - в обратном порядке.

3.4 Транспортировка пострадавшего на сопровождающем

на этапах "ПОДЪЕМ" и "СПУСК" по склону 3.4.1 Для переноса пострадавшего на сопровождающем (несущем) используется абалаковский пояс, бухта веревки, специально сшитая петля (допущенная комиссией по снаряжению) и т.п. Положение пострадавшего на несущем сидя за спиной (пострадавший сидит в петле, петля одета на плечи несущему). Приспособление для переноса должно иметь конструкцию, позволяющую легко ее одеть и снять при необходимости. 3.4.2 Использование для переноса страховочной системы пострадав- шего не допускается. 3.4.3 Пострадавший и сопровождающий должны иметь между собой бло- кировку от грудных перекрестий страховочных поясов (длинная самостра- ховка). 3.4.4 При организации подъема (спуска) по склону используется двойная транспортировочная веревка, имеющая внизу общий узел. Концы, - 21 - выходящие из узла, имеют разную длину (примерно 0,4-0,8 м): короткий подключается к беседке пострадавшего, длинный - к беседке несущего. 3.4.5 Для обеспечения регулировки положения пострадавшего на соп- ровождающем (выше - ниже) допускается использование петли из репшнура, завязанной схватывающим узлом на конце транспортной веревки, идущей к несущему и включенную второй стороной в беседочный карабин несущего совместно с основной веревкой. 3.4.6 Допускается в качестве устройства крепления к транспортным веревкам использовать заранее заготовленную конструкцию из основной веревки (двойник). Верхняя петля двойника должна быть из двойной веревки. 3.4.7 Движение по этапу осуществляется только при наличии верхней командной страховки. 3.4.8 Верхняя командная страховка подключается в грудное пере- крестье страховочного пояса пострадавшего. 3.4.9 При транспортировке по сложному скальному рельефу постра- давший обеспечивается верхней судейской страховкой.

3.5 Транспортировка пострадавшего на несущем, по бревну с перилами

3.5.1 Перенос пострадавшего на сопровождающем производится в соответствии с п.п.3.4.1 и 3.4.2. 3.5.2 Сопровождающий должен быть подключен к перилам в соот- ветствии с п.п.2.10.1, 2.10.2. Пострадавший подключен к этому же кара- бину своей длинной самостраховкой, идущей от карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса. 3.5.3 Блокировка пострадавшего с несущим при переправе по бревну запрещена. 3.5.4 Сопровождение производится с обоих берегов, на каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участников. 3.5.5 Сопровождающие веревки в данном случае являются страхующими и должны выдаваться через опору или карабин. 3.5.6 Сопровождающие веревки подключаются отдельными карабинами к карабину, склозящему по перилам, в которые включены самостраховка пострадавшего и несущего. 3.5.7 Свободные концы сопровождающих веревок закреплены на опорах либо на участниках,стоящих на самостраховке (при работе через карабин).

3.6 Транспортировка пострадавшего на носилках на этапах

"ПОДЪЕМ", "СПУСК" по склону с сопровождающим 3.6.1 Носилки для транспортировки изготавливаются в соответствии с п.п.3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.5. 3.6.2 Верхние концы петель должны быть связаны единым узлом, либо собраны на карабине. 3.6.3 Пострадавший и сопровождающий должны быть сблокированы меж- ду собой (длинной самостраховкой межгрудных перекрестий). 3.6.4 В качестве транспортной используют двойную веревку,имеющую внизу один общий узел. Концы веревки, выходящие из узла имеют разную длину: короткий конец - к общему узлу петель носилок, длинный - к беседке сопровождающего /п.3.4.5/. 3.6.5 Положение носилок при транспортировке - горизонтальное пе- - 22 - ред сопровождающим (ближе к склону) на уровне между его грудью и бед- рами. 3.6.6 Допускается в качестве подвешивания носилок и подключения сопровождающего к транспортной веревке использовать заранее подготов- ленную конструкцию, связанную из основной веревки (паука). При этом верхняя петля конструкции должна иметь двойную веревку. 3.6.7 Верхняя командная страховка подключается к сопровождающему в верхнее перекрестье пояса.

3.7 Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим

3.7.1 Двойная транспортировочная веревка должна выдаваться через тормозное устройство,карабинный тормоз (двойной или одинарный), шайбы, "восьмерки", узел УИАА и др. 3.7.2 Ниже тормозного устройства (по направлению к пострадавшему и несущему) на транспортной веревке должен быть завязан блокирующий узел "бахмана", выполненный из сдвоенного репшнура диаметром 6 мм (в рабочем сечении петли 4 пряди). Верхний конец петли схватывающего узла должен иметь узел проводника и включен в карабин опорной точки выше тормозного устройства. Длина петли схватывающего узла должна обеспечи- вать надежное затягивание узла и фиксацию транспортной веревки в ава- рийной ситуации (выпуск веревки из рук, разрушение тормозного уст- ройства и т.д.). 3.7.3 Выдача транспортной веревки производится не менее чем одним участником. 3.7.4 Страховка выполняется одинарной веревкой через опорный ка- рабин одним участником. 3.7.5 Свободные концы транспортной и страхующей веревок закрепле- ны на опоре (крюк, петля), либо на участнике, стоящем на самостраховке.

3.8 Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим

3.8.1 При организации подъема по сложному (крутому) рельефу используется система полиспаста. 3.8.2 Если в условиях соревнований не разрешен иной способ, то полиспаст выполняется в пределах ограниченной зоны верхней площадки. 3.8.3 Для организации полиспаста может использоваться не- посредственно транспортная веревка или отдельная дополнительная диа- метром не менее 10 мм (одинарная или двойная). 3.8.4 Полиспаст может быть организован с помощью карабинов или с применением блоков, допущенных комиссией по безопасности. 3.8.5 В качестве фиксирующих элементов и элементов подключения к транспортной веревке могут использоваться зажимы. 3.8.6 Обязательным условием является наличие схватывающего узла (узел Бахмана см. п.3.7.2) на транспортной веревке, предотвращающего движение веревки обратно вниз. При использовании зажимов на транспорт- ной веревке фиксирующий узел должен быть завязан ниже места установки зажима. 3.8.7 Страховка осуществляется одинарной веревкой через опорный карабин не менее чем одним человеком. 3.8.8 См, п.3.7.5.

Если вам понравился сайт, то поделитесь со своими друзьями этой информацией в социальных сетях, просто нажав на кнопку вашей сети.