Чудо  - Рациональность - Наука - Духовность

Клуб Исследователь - главная страница

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - это путь исследователя, постигающего тайны мироздания

Чем больше знаешь, тем больше убеждаешься что ни чего не знаешь...

Главная

Библиотека

О клубе
ГАИ "Алтай-Космопоиск"
Путеводитель по Алтаю
Маршруты (походы)
   Туризм

X-files

Наука и технологии

Техника и приборы

Косморитмодинамика

Новости

Фотоальбомы

Видеоальбомы

Карты (треки)

Прогноз погоды

Контакты

Форум

Ссылки, баннеры

 

Наш сайт доступен

на

52 языках

 

 
 
 
  Locations of visitors to this page
LightRay Рейтинг Сайтов YandeG Яндекс цитирования

 

Besucherzahler

dating websites

счетчик посещений

russian brides

contador de visitas

счетчик посещений

 

 

Здесь

может быть ваша реклама.

 

Туризм

Международная классификация водных маршрутов

Прежде всего, несколько общих замечаний:

  1. Шкала должна быть абсолютной, т.е. не зависеть от того, где и кем она применяется. Это требование - общее для любой системы мер: все должны строить шкалу по одним и тем же реперным точкам (например: тройная точка воды и точка ее кипения при 760 мм.рт.ст.), иначе как сопоставить результаты измерений?

    Если вводить свою шкалу, скажем, для каждого региона, то как соотносятся подмосковная 6 (т.е. "самая сложная речка в Подмосковье") и карельская 3 (т.е. "где-то средняя сложность для Карелии"), и т.п.?

    Если вводить отдельную классификацию для каяков, другую - для какамаранов, третью - для рафтов (плотов), то как их соотносить между собой? Что сложнее - катамаранная 3 или каячная 5? А если завтра появится еще один тип судов - для него вводить свою классификацию? Выходов возможно два. Либо классификация должна быть универсальной, но при планировании и оценке походов надо учитывать, что пройти, скажем, 5-ку на катамаране намного проще, чем на каяке. Либо ввести свою классификацию для каждого типа судов и признать, что к другим судам она не имеет _никакого_ отношения - так, по существу, и происходит, особенно на старых плотовых речках.

  2. Сложность реки не может определяться иначе, как экспертными оценками по грубой шкале из нескольких баллов. Никакие количественные параметры - уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) - не дают полной информации о реке; сложность определяется только полным их сочетанием, а оно, по определению, уникально для каждой реки. Что сложнее: большая глупая Катунь или маленькая крутопадающая Сумульта, приток ее?

    С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми для того, чтобы оценка не зависела от квалификации конкретного эксперта (по крайней мере, если он достаточно компетентен для данной категории; очевидно, человек с опытом 2 не может судить о том, относится ли некий маршрут к 5 или 6 к.с.). В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения. В нашей классификации они вообще не сформулированы, поэтому оценки чрезвычайно субъективны.

    Конечно, сложность реки сильно зависит от переменных обстоятельств: уровня воды, засоренности бревнами после паводка, и проч. Максимум, что можно сделать - это определить ее для некоторых средних условий. Конечно, любой здравомыслящий человек должен учитывать, что при изменении любого из этих факторов сложность реки может меняться, причем для некоторых (например, расхода) - в _любую_ сторону. Конечно, если обычно условия далеки от средних - например, воды либо очень много, либо очень мало - то такая усредненная оценка не срабатывает. Но как иначе? Вводить двойную оценку - для двух крайних значений сильноменяющегося параметра? В принципе оправдано, но сложновато...

  3. Конечно, категория - это не точка, а некоторый диапазон сложности. после того, как эти диапазоны более или менее устоялись и стали общепринятыми, возникает желание разбить их на поддиапазоны, например, 3 -> 3-, 3 и 3+, или в спорных случаях использовать промежуточное обозначение: 2-3 или 2/3.

    Конечно, на реке возможны отдельные препятствия, сложность которых значительно выше, чем основной части маршрута. Как и у нас, они классифицируются отдельно (типа "категория M с элементами категории N"). Иногда их сложность указывается в виде индекса.

Наконец, как и обещал, международная классификация. Я встречал ее в нескольких книжках, причем текст совпадает буквально, слово в слово, так что, вероятно, это официальная или общепринятая формулировка. Цитирую по книге: Ray Rowe, White Water Kayaking (Salamander Books Ltd., London, 1988).

Категория 1: несложные

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория 2: умеренно сложные

Линия движения очевидна [с наплыва - перев.], однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и "бочки". В некоторых местах поток ускоряется.

Категория 3: сложные

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория 4: очень сложные

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. "Бочки" очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория 5: чрезвычайно сложные

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные "бочки". Препятствия непрерывны.

Категория 6: официальный верхний предел

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложными и затрудненными подходами.

Если вам понравился сайт, то поделитесь со своими друзьями этой информацией в социальных сетях, просто нажав на кнопку вашей сети.